/812/ 320-22-97

Главная / Новости / Понятие "Сухой закон" наполняется содержанием.

Минздравсоцразвития дал определение состояния опьянения.

26.10.2010 20:36


До недавнего времени словосочетание «Сухой закон» по отношению к водителям было, в известном смысле, иносказательным. Действительно, примечание к ст. 27.12 КоАП РФ, содержащее определение состояния опьянения, было отменено, но никакого другого определения дано не было. Сверяясь с пожеланием президента Д.А.Медведева, заинтересованные лица интуитивно понимали, что речь идет о любом превышении нулевой концентрации. Однако, интуитивное понимание к делу не подошьешь, а документального подтверждения нового порога не было. Таким документальным подтверждением стал Приказ Минздравсоцразвития от 25 августа 2010 года №724н. Этот приказ вносит в "Инструкцию по проведению медицинского освидетельствования..." (утвержденную известным 308-м приказом МЗ РФ) следующие изменения:

а) из пункта 15 слова "Основой для вынесения заключения является наличие или отсутствие клинических признаков опьянения." исключить;
б) из пункта 16 слова «наличии клинических признаков опьянения и» и слова "(наличии абсолютного этилового спирта в выдыхаемом воздухе 0, 15 и более миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха)" исключить.

Измененный вышеуказанным Приказом текст Инструкции будет выглядеть так:

"15. На основании результатов освидетельствования выносится заключение о состоянии освидетельствуемого на момент освидетельствования. В зависимости от результатов освидетельствования выносится заключение с одной из следующих формулировок:
- состояние опьянения не установлено;
- установлено состояние опьянения.
При второй формулировке указание вещества (средства), вызвавшего опьянение, в заключении Акта не отмечается.
16. Заключение о состоянии опьянения в результате употребления алкоголя выносится при положительных результатах определения алкоголя в выдыхаемом воздухе при помощи одного из технических средств измерения, проведенного с интервалом 20 минут, или при применении не менее двух разных технических средств индикации на наличие алкоголя в выдыхаемом воздухе с использованием их обоих при каждом исследовании, проведенном с интервалом 20 минут..."

«Положительные результаты определения алкоголя в выдыхаемом воздухе» трудно трактовать как-то иначе, кроме как любые, отличные от нуля.

Даже если оставить в стороне вопрос о правомерности введения нулевого порога ввиду существования эндогенного и физиологического алкоголя, ряд вопросов все равно остается открытым. Во-первых, результаты, полученные с помощью «технических средств индикации на наличие алкоголя в выдыхаемом воздухе» , не имеют никакой доказательной ценности, будь их хоть два, хоть пять.
Во-вторых, даже если не рассматривать средства индикации, а ограничиться средствами измерения, как того требует ст. 19.19 КоАП РФ, не ясно, как следует учитывать погрешность средств измерения, а в области нуля это становится существенным. В-третьих, следует помнить, что обсуждаемые формулировки относятся только к административной процедуре медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
Для процедуры освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, проводимой инспекторами ГИБДД, определение состояния алкогольного опьянения пока не сформулировано.

Приказ Минздравсоцразвития от 25 августа 2010 года №724н вступает в силу 31 октября 2010 года.

За последние месяцы в документы, регламентирующие процедуру медицинского освидетельствования на состояние опьянения, были внесены еще два изменения, о которых мы не рассказывали раньше. Оба изменения касаются документов, выдаваемых на руки освидетельствуемому лицу.

Решение Верховного суда РФ от 27 июля 2010 года по делу №ГКПИ10-736. признало недействующим последнее предложение п. 4 Временной инструкции о порядке медицинского освидетельствования для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения от 01.09.1988 г. N 06–14/33–14: "Результаты освидетельствования сообщаются обследуемому устно, протокол освидетельствования может быть выдан (выслан) по официальному письменному запросу заинтересованных органов или учреждений."

Приказ Минздравсоцразвития России от 25 августа 2010 г. N 723н, дополнил п. 19 "Инструкции по проведению медицинского освидетельствования..." предложением следующего содержания: "Копия указанной справки выдается водителю транспортного средства, в отношении которого проводилось медицинское освидетельствование."

Таким образом, независимо от того, попал ли водитель на медицинское освидетельствование на состояние опьянения после освидетельствования ГИБДД или прибегнул к нему сам добровольно, в обоих случаях он получит на руки результаты освидетельствования. Не совсем понятно, почему, при наличии достаточного количества специалистов в Минздравсоцразвития, большая часть поправок документов по освидетельствованию приходится на Верховный суд РФ? Возможно, поправки, которые мы обсуждали сегодня, станут не последними.